Человек для бизнеса, а бизнес для человека

Стратегическая сессия
для руководителей

Управление бизнесом – очень сложный процесс. Учесть все детали, возможные сценарии, риски и прочее непросто. В этом плане руководителям помогает разработка и проведение стратегических сессий. Что это такое и зачем конкретно нужно разберем в статье.

Что такое стратегическая сессия?

Стратегическая сессия (или просто стратсессия) – это встреча руководства и основных сотрудников, на которой принимаются решении о стратегии бизнеса. Обычно на таком мероприятии определяется общий фокус и направление развития компании.


Традиционно стратсессия проводится в начале финансового года. Реже – в конце. Если произошли значительные внешние или внутренние изменения, мероприятие может быть организовано и внеурочно. В год может проводиться и несколько стратсессий. Все зависит от решения руководителя и состояния рынка и самой организации.


Каждая стратегическая сессия посвящена одной или нескольким ключевым темам. Например, стратсессия по выбору маркетинговой стратеги или стратсессия по поиску решений выхода из финансового кризиса. Конечно, участники мероприятия выбираются, исходя из основной цели сессии. Если вопрос стоит о маркетинговой стратегии, логично пригласить главного маркетолога. Если дело в финансах, то финансового аналитика и так далее.

Стратсессия очень похожа на классическое совещание. Но в чем же отличия?
  • 1
    Совещание – это всегда короткое мероприятие (не более пары часов). Стратегическая сессия может длиться и пару часов, и пару дней.
  • 2
    Стратегическая сессия состоит из нескольких этапов. На ней вопрос рассматривается намного глубже.
  • 3
    Стратегическая сессия проводится гораздо раньше совещаний.

  • 4
    Больше коммуникации между всеми участниками стратсессии. На совещании обычно руководитель выслушивает доклады работников и принимает решения. На стратсессии происходит тимбилдинг, «мозговой штурм», возможны бизнес-игры. Важен открытый, честный диалог «на равных» между руководством и специалистами.

Зачем руководителям проводить стратегическую сессию

Стратсессия - это более эффективный вариант обсуждения проблем и принятия решений, чем традиционное совещание. Главное – она помогает вырваться из рутинных, повседневных задач и взглянуть на работу в компании под иным углом, с другими точками зрения. Стратсессия помогает лучше понять работников компании, так как используется метод активной коммуникации. Мероприятие устанавливает глобальные целы, перспективы и задачи.

Что дает стратсессия:

  • 1
    Разработка общей стратегии развития. Причем как для компании в целом, так и для отдельной сферы деятельности: отдела маркетинга, кадров и т.д.
    Возможна стратегия для проекта.
  • 2
    Постановка долгосрочных приоритетов и направлений развития.
  • 3
    Разработка новой бизнес-модели.
  • 4
    Поиск решения глобальных проблем, например, возросшая конкуренция на рынке или неприбыльность предприятия.
  • 5
    Установка лучшего контакта и взаимопонимания между специалистами и руководством компании. Повышение лояльности сотрудников, их вовлеченности в деятельность.
Эти преимущества выделяют стратсессию и от совещания. Упор делается на более глубокую проработку проблем и активную коммуникацию.

Участники стратсессии

Обязательно в стратегической сессии должны присутствовать руководящие кадры. Чаще всего, это генеральный или исполнительный директор компании. Именно эти лица отвечают за важнейшие решения по стратегии, поэтому точно должны присутствовать на мероприятии.

Другие участники определяются непосредственно руководством в зависимости от целей стратсессии. В целом, участником может стать любой работник, но обычно вызывают топовые кадры, например:
Руководство первого звена по отделам (топ-менеджеры);
Ведущие сотрудники разных отделов (маркетологи, аналитики, дизайнеры, программисты и так далее);
Линейные руководители;
Отраслевые эксперты;
Инвесторы;
Клиенты (для отражения проблемы со стороны целевой аудитории организации);
Партнеры компании.

Вызов сотрудников должен иметь обоснования. Обычно зовут тех, кто действительно способен привнести ясность вопрос, помочь решить, проконсультировать и так далее. В этом смысле на стратсессии может присутствовать практически любой сотрудник, если он имеет определенный опыт и знания в нужной области.

Иногда приглашают и людей вне компании. Например, инвесторов или клиентов. Инвесторы компании обеспечивают ее финансовое состояние, а значит, могут участвовать в разработке финансовой стратегии. Например, если для развития планируется смена направления, выход на другие рынки и прочее. Это важные шаги, с которыми должны быть ознакомлены работники.
Но чаще инвесторов приглашают уже на отдельное мероприятие после стратсессии, поскольку решения все равно принимаются руководителями компании.

Крайне редко на стратсессии приглашают представителей клиентской базы. Это нужно для определения вопроса спроса, предложений, улучшения обслуживания, ассортимента продуктов или услуг. Хотя практика показывает, что удобнее проводить социальные вопросы до стратсессии и анализировать их результаты. Так компания получит больше отзывов реальных покупателей, а не только мнение одного или нескольких представителей ЦА.

Количество участников стратсессии ничем не ограничено. Но для удобства рекомендуется от 5 до 25 человек. Естественно, чем больше людей вовлечены, тем дольше будут решаться вопросы. Сессия с 25 участников будет длиться несколько дней.


Фасилитация — помощь в организации стратсессий

Стратегическая сессия с большим количеством участников – это непросто. Возникают сложности с организацией и самого процесса, и коммуникации между специалистами. Специально для таких случаев можно воспользоваться помощью фасилитаторов. Это специалисты, которые направляют и ведут мероприятие в нужном русле. С их помощью стратсессия станет максимально эффективной.
Содержание
стратегической сессии
В стратегической сессии буквально все зависит от ее цели: количество участников, продолжительность, содержание и этапы. Но все-таки в содержании есть условно «обязательные» блоки. Их советуют придерживаться, чтобы мероприятие прошло эффективно. Среди них:
  • Введение.
  • Обзор текущей ситуации по цели мероприятия
  • Мозговой штурм.
  • Обсуждение предложений, коммуникация.
  • Завершение и итоги.

Разберем этапы отдельно:

1
Введение в стратсессию
Объявляются цели, задачи сессии, ее общий формат. Фасилитатор или организатор из компании должен увлечь участников в обсуждение, важно создать не просто совещание, а возможность открытого общения между разными уровнями. Во введении задаются общие вопросы по теме, уместны некоторые шутки. В целом, фасилитатор должен настроить участников на «нужный лад». Так дальнейшая работа пройдет активнее и успешнее.

2
Обзор текущей ситуации
По теме стратсессии представляется основная аналитика, статистика. Подводятся итоги относительно текущей ситуации, например, в финансовой сфере предприятия. Также, вызванные руководители отделов представляют свои статистические данные и аналитику. Это могут делать и приглашенные эксперты. Если проводился социальный опрос, его результаты тоже представляются на этом этапе стратегической сессии.

Далее сотрудники, участвующие в сессии, определяют и подводят вывод о текущих проблемах и успехах организации.
3
Мозговой штурм
Мозговой штурм – прием коммуникации, при котором сотрудники «набрасывают» как можно больше разных идей по теме. Далее определяются лучшие из этих идей. Несколько из них участвуют в разработке стратегии и подробном рассмотрении.
Именно для реализации эффективного мозгового штурма важно создать правильную атмосферу свободной и активной коммуникации. Специалисты не должны бояться или стесняться выражать свои мысли, а руководство не должно давить на своих работников.

Еще одно важное условие – никакого осуждения в процессе предложения идей. Конечно, некоторые предложения могут быть действительно странными и даже безумными, но, порой, именно они «выстреливают». Никто не должен осуждать или критиковать идеи во время мозгового штурма.
4
Обсуждение предложений
Выбираются лучшие идеи из мозгового штурма. Они презентуются и представляются всей группе на стратегической сессии. Проводится подробная дискуссия с разных точек зрения. Идея либо принимается, либо отвергается. Может приниматься с некоторыми изменениями.
5
Завершение и итоги
Ведущий стратсессии ближе к концу должен сформулировать итоги: что было задано в начале, чего удалось достичь, какие идеи отобраны. Также, указываются планы на будущее. Итогом стратегической сессии должно стать достижение поставленной цели или определение задач и действий для ее достижения.
Например:
  • Приоритетные направления работы на долгосрочную перспективу;
  • Стратегическое видение развития компании;
  • Идеи новых продуктов, услуг, их развития;
  • Идеи новых маркетинговых подходов, стратегии;
  • Разработанные «сценарии» поведения компании в случае кризисов;
  • Новая миссия компании и прочее.
Содержание стратегической сессии может меняться в зависимости от количества участников, цели, сроков, задач и так далее. Но эти 5 этапов являются классическими, так как обеспечивают общую работоспособность метода стратсессий.

Советы: Как провести стратсессию

Проведение стратегической сессии – сложный процесс. Он сильно отличается от собрания или периодических совещаний. Мало вызвать сотрудников в одно время и в одно место для того, чтобы обсудить общий вопрос. Нужно организовать особые условия, атмосферу, собрать необходимые данные и продумать каждый этап. Рекомендуется начинать подготовку не позднее, чем за месяц до планируемой сессии.
Работу организатора стратсессии или фасилитатора
можно разделить на три главных этапа:
1
До сессии.
2
Во время сессии.
3
В конце стратсессии.
Разберем каждый из них подробнее: