Человек для бизнеса, а бизнес для человека

Стратегическая коуч-сессия

Управление бизнесом – совсем не простое дело. Нужно учитывать множество факторов, нюансов, рисков и прочего. Принять решение и, тем более, выбрать долгосрочную стратегию часто бывает слишком волнительно и страшно. Конечно, ведь стратегия влияет на все дальнейшее развитие компании. Дело пойдет гораздо лучше, если подключить к решению топовых сотрудников, руководителей и провести глубокий анализ самых разных идей.

Кто такой стратегический коуч?

Стратегический коуч – это специалист, наставник , помощник и советчик в области разработки стратегий. Он не советует, не критикует и не предлагает собственное видение. Стратегический коуч (как и в целом бизнес-коуч) помогает клиенту, то есть лидеру компании самому найти самую верную стратегию.

Стратегический коуч помогает:

  • 1
    Собрать данные о текущей ситуации на предприятии, о стиле управления лидера, о принятых решениях и их последствий. Важный этап в разработке стратегии – это понимание прошлого и текущего опыта бизнеса. Коуч помогает взглянуть на все с другой стороны, непривычной для руководителя, который постоянно «втянут» в дела компании.
  • 2
    Определить, каким успех организации видит сам лидер. Проблемы со стратегией часто кроятся в том, что сам управленец не понимает, чего хочет и как это должно выглядеть. Стоит четко определиться, что такое «успех бизнеса» и как он будет выглядеть в будущем.
  • 3
    Проанализировать управленческое поведение лидера.
  • 4
    Отделиться от негативных установок, страхов и зажимов в управленческой деятельности. Почти все лидеры, время от времени, испытывают сомнения. Они мешают и личному развитию, и бизнесу. Задача коуча – показать, что эти установки вредные и не имеют ничего общего с эффективным ростом.
  • 5
    Выбрать наиболее эффективные модели управления компанией и персоналом.
  • 6
    Создать стратегию, обозначить ее основную цель и задачи. Коуч не диктует и не контролирует разработку стратегии, но помогает лидеру раскрыть свои способности.
  • 7
    Ускорить работу компании по реализации выбранной стратегии.

Стратегический коуч – это узконаправленный помощник.

Он будет помогать клиенту (лидеру бизнес-команды) во всем, что касается построения долгосрочных планов на будущее. Коуч имеет большой опыт в бизнес-сфере, он хорошо понимает, как реализовать потенциал и выбрать ту стратегию, которая через месяц не «уйдет в стол». Также, стратегический коуч работает как наставник и учитель. Он обучит руководителя как самостоятельно понимать эффективность стратегии и отдельных решений.
Стратегическая сессия – это…
Стратегия – это долгосрочный план достижения поставленной цели развития бизнеса. Стратегическая сессия – это процесс разработки стратегии компании.

Существует три вида стратсессий
в зависимости от направления работы:

  • 1
    Стратсессия по развитию бизнеса. Классический вариант, при котором разрабатывается план на общий рост компании.
  • 2
    Коммуникационная стратсессия. Разработка планов улучшения взаимодействия и коммуникации сотрудников и руководства.
  • 3
    Маркетинговая стратсессия. Определяется долгосрочный план рекламы и пиара компании для продвижения. Решаются вопросы маркетинга.
Стратсессию часто путают с совещанием. Но есть несколько факторов, которые их разделяют.

Условия стратегической сессии:

Среднее количество участников сессии: от 5 до 20 человек. Слишком маленькое количество не будет эффективным для поиска интересных, нестандартных решений. А при слишком большом числе участников не получится логичная, полезная сессия, поскольку их сложно будет контролировать и направлять;

Стратегическая сессия проводится от 1 дня до недели (иногда больше). Это условие сильно отличает стратсессию от совещания. Чаще всего, процесс растягивается на несколько встреч. Это позволяет лучше проработать ситуацию и найти решение;

Стратсессия проводится не часто – примерно 1 – 3 раза в год. На них решаются крупные, долгосрочные вопросы, поэтому нет нужды в проведении сессий раз в месяц;

Всегда очный формат сессий. Выбор стратегии – очень важный процесс. И еще важнее «живое», активное взаимодействие участников во время него. Поэтому в большинстве случаев выбирается именно очный формат;

Проведение стратсессии лучше проходит при фасилитаторах или коучах. Эти специалисты направляют ход общения, помогают участникам раскрыться, контролируют процесс. Конечно, руководитель может и самостоятельно это устроить, но эффективность будет вызывать сомнения, поскольку у него нет столько необходимого, ценного опыта.

Любая стратегическая сессия начинается с подбора и представления информации. Уже на этом этапе крайне важен наставник (коуч), который поможет найти, систематизировать и представить данные в удобном виде. Чем понятнее будет проведена эта часть, тем лучше участники поймут свою задачу, ситуацию в компании и ее планы. А значит, они предложат более эффективные идеи и будут лучше вовлечены.

Цель стратсессии – это разработка гипотез, идей стратегии продвижения в выбранном направлении (сфера маркетинга, коммуникаций или общего роста компании). Стратегическая сессия почти всегда использует технику «мозгового штурма». А для нее очень важна безопасная, комфортная обстановка и правильный настрой. Коуч выступает и в роли ведущего сессии, и как наставник руководителя.

Для чего нужна стратегическая сессия

Выбор стратегии будущего развития – это необходимый процесс, который определяет возможность роста бизнеса. Если не ставить перед компанией конкретных целей и задач, она вряд ли будет реализовывать свои возможности и расти. Стратегическая сессия в общем смысле как раз и нужна для того, что разработать стратегии. Но вместо стандартного совещания, обсуждения планов между руководителем и парочкой специалистов, предлагается динамичный и интересный вариант.


Стратсессия – это пауза в рабочем процесс, во время которой участники могут посмотреть на бизнес с другой стороны. Они отвлекаются от своих будней и типичных, часто монотонных задач. В условиях «встряски», изменения условий сотрудники показывают лучшие результаты (конечно, при должном управлении сессией). Помимо разработки, стратегические сессии используются для корректировки уже действующего плана.

Еще одна польза стратсессий – это возможность нестандартной работы в команде. Коммуникация – важная часть любого бизнеса, ведь именно на людях строится вся деятельность. В условиях стратегической сессии разные специалисты могут взаимодействовать в свободной, открытой форме.
Особенно выделяется улучшение коммуникации между руководством и топ-менеджерами. В обычных условиях иерархия не всегда позволяет прямо высказывать свое мнение и видение. А вот в условиях стратсессии это даже приветствуется. Ну и в целом, непринужденное, но все еще рабочее общение объединяет сотрудников. Показывает, что они являются одной командой, с единой целью и интересами.

Какие запросы помогает решить стратегическая сессия с коучем

Стратегический коучинг помогает в любых неоднозначных, сложных управленческих ситуациях. Например, если вы не чувствуете уверенности в принятых решениях или замечаете, что что-то идет не так, как хотелось, но что именно – остается загадкой. В целом коучинг (в том числе и по стратсессиям) помогает бизнесу и руководству выйти из «застоя».

Стратегическая сессия с коучем развивает в следующих направлениях:

1
Стратегическое мышление
Стратегическое мышление помогает вам видеть, обнаруживать, выбирать и принимать нестандартные, но крайне эффективные решения в долгосрочной перспективе. Вы замечаете тонкие связи между задачей, вариантом ее решения и последствием в будущем. Иными словами, важно развивать причинно-следственные связи. Хорошие страт-коучи в совершенстве владеют этим навыком и готовы помочь вам его развить.
2
Стратегическое планирование
Для реализации качественной стратегии мало стратегически мыслить. Нужно еще и уметь превращать идеи, предложения и прочее в реальные планы на будущее. Выделить этапы, их содержание, продолжительность и прочее – не так просто, как кажется. Для этого нужно иметь достаточный опыт и навыки. Хороший, продуманный план позволит реализовать стратегию без лишних трат (денежных, временных и пр.)
3
Стратегическая реализация
Важнейший этап стратегии – это ее реализация. Имея подробный план, выполнить задачи и достичь цели кажется легким. Но нужно понимать, что в процессе реализации могут возникать различные негативные ситуации, внешние и внутренние факторы. Вас нужно быть к ним готовыми. Еще одна важная деталь реализации стратегии – это тесное взаимодействие с сотрудниками и контроль их работы. Нужно следить, анализировать, делать выводы и направлять. В случае, если реализация показывает плохие результаты, имеет смысл пересмотреть стратегию. А значит, начать все заново: мышление, планирование. Реализация.
Опытный коуч по разработке стратегии поможет вам на каждом этапе. Он поспособствует личному профессиональному росту, который положительно скажется и на мышлении, и на планировании, и на реализации стратегии.

Задача коуча во время проведения стратегической сессии

Коуч – наставник и помощник в сфере бизнеса. В стратегической сессии он выполняет подобные функции. Основное отличие – дополнительное принятие обязанностей фасилитатора (ведущего стратсессии). В отличие от фасилитатора, коуч может подробнее, глубже помочь с вопросами разработки стратсессии. Он поможет взглянуть на то, что ранее было недоступным, раскрыть коммуникацию, укрепить рефлексию.

Несмотря на личный богатый бизнес-опыт коучей, во время стратегической сессии они его не используют. Они не должны влиять на решения лидера, топ-менеджеров и прочих участников. Коуч взаимодействует, общается с присутствующими на сессии. Но вместо советов по бизнесу, конкретной ситуации, он дает обратную связь «со стороны». Наставник указывает на то, что на данный момент замечает в ситуации с бизнесом.
Пример полезного участия коуча на сессии – это невозможность договориться между двумя сторонами. При этом участники часто вообще не слышат друг друга, а только спорят и доказывают свою точку зрения. А еще интереснее, когда они говорят об одних и тех же идеях, задачах, целях и так далее, но как будто на разных языках. Здесь вступает наставник. Смотря со стороны, он замечает эту проблему (отсутствие взаимопонимания) и «подсвечивает» ее, обращая внимание. Участники сами начинают замечать, что в целом говорят об одном и том же, они лучше проникаются идеями других присутствующих, налаживается коммуникация.
Еще одна важная задача коуча – выведение участников из привычного состояния на работе, но с обеспечением комфортной среды. Сотрудник (в первую очередь руководитель) должен отвлечься от своих обычных мыслей, представлений, паттернов мышления и поведения. Коуч делает так, чтобы вы посмотрели на ситуацию с разных сторон, примерили разные роли и сделали нетривиальный для самих себя «ход».

Кому нужен стратегический коуч?

Сначала стоит понять, кто такой «успешный стратегический лидер»? Их можно охарактеризовать несколькими позициями.

Хороший стратегический лидер:

  • Любознателен.
    Ему искренне интересно то, что происходит в мире, в сфере бизнеса. Он увлечен вопросами улучшения своей компании необычными, нестандартными способами. Он действительно хочет развивать свою организацию, делать ее лучше, эффективнее, прибыльнее и, что важно – качественнее. Также, он с интересом подходит к вопросу персонала. Думает о закономерностях, тенденциях и их влиянии. Его кругозор расширен;
  • Вдумчив.
    Его изобретательность всегда объединяется с вдумчивостью. Он достаточно долго изучает варианты и взвешивает все «за» и «против», чтобы принять самое лучшее решение;
  • Изобретателен.
    Настоящий стратегический лидер никогда не боится задавать неудобные вопросы самому себе, им интересно, а что будет, если сделать то-то и то-то. Как это повлияет на мой бизнес. Они ищут самые разные подходы, и не прочь попробовать их на деле. Но при этом сохраняют здравый смысл, чтобы не навредить своему бизнесу, персоналу или клиентам;
  • Умеет балансировать.
    Стратегический лидер ищет «золотую середину» при принятии своих решений. Он рассматривает разные точки зрения и должен сделать так, чтобы все заинтересованные лица были относительно довольны: клиенты, персонал, поставщики и собственно интересы компании;
  • Аналитичен.
    Успешные лидеры, в том числе по вопросам стратегии, всегда обладают аналитическим складом ума. Они умеют собирать, обрабатывать информацию и делать соответствующие выводы. Легко находят причинно-следственные связи в различных аспектах. Все это используют для определения эффективности выбранной стратегии или решений;
  • Понимает себя.
    Он прекрасно осведомлен о своих слабых и сильных сторонах. И умело их использует. Он знает свои паттерны мышления и поведения, понимает, как стоит и не стоит себя вести.
Сочетать в себе все вышеуказанные черты очень сложно. Но качественная работа над собой вместе с наставником и помощником улучшит ситуацию. Обратиться к стратегическому коучу стоит в случае, если хотя бы одна из характеристик вам несвойственна. Все они в комплексе помогают определить и реализовать наилучший рост бизнеса.

Этапы проведения стратегической коуч-сессии

Стратегическая сессия с коучем может проходить по разным сценариям. Это зависит от множества факторов: от цели до количества участников. Сильный наставник организует стратсессию с учетом этих особенностей. Но существует и стандарт – «каркас» стратегической сессии, который видоизменяется при необходимости. Он состоит из нескольких блоков:

1
Формулировка целей стратсессии.
2
Объяснение правил сессии.
3
Стимуляция креативного, нестандартного мышления участников.
4
Проведение техники «мозгового штурма».
5
Анализ идей.
6
Определение главных стратегических проектов.
7
Установление стратегического ядра.
8
Рефлексия.
Раскроем каждый блок чуть подробнее:
На этом этапе сессия только начинается. Коуч приветствует участников, представляется, знакомит членов сессии друг с другом (при необходимости). Далее он объясняет, для чего они собрались, что должны решить. Происходит свободное общение, ведущий отвечает на вопросы. Тут стоит сказать, что если участники «вялые», не задают вопросы, не выказывают внимания и прочее, необходимо дополнительное стимулирование их активности. Это делается на последующих этапах.