Человек для бизнеса, а бизнес для человека

Корпоративные программы
для сотрудников

Любой бизнес, в первую очередь, - это люди. Работники, специалисты и профессионалы в своем деле. Именно они развивают компанию, совершенствуют ее, обеспечивают продажи или оказания услуг. Для руководителя организации чрезвычайно важно заботиться о своей команде. Практика показывает, что это влияет и на качество работы, и на лояльность работников. Согласитесь, когда вы счастливы и в целом довольны жизнью, работать хочется гораздо больше. А значит, нужно делать так, чтобы работнику жилось чуточку приятнее и счастливее.

Зачем это нужно?

Довольные сотрудники – почти всегда «плюсик» к их трудоспособности и эффективности. Удивительно, но такая простая истина пришла в широкую массу не так давно. С развитием психологии в HR-сфере большее внимание стало уделяться состоянию кадров. Исследования показывают, что корпорации, которые заботятся о своих работниках, становятся более успешными, популярными и престижными. Особенно улучшается имидж такой организации (и среди работников, и среди клиентов).

В целом, корпоративные программы
благополучия имеют массу преимуществ.

Разберем конкретные:
  • 1
    Более замотивированные и вовлеченные сотрудники
  • 2
    Низкая или нулевая текучесть кадров (увольнений по собственному желанию).
  • 3
    Удержание настоящих профессионалов и ценных работников
  • 4
    Увеличение продуктивности и качества работы
  • 5
    Улучшение имиджа компании в глазах опытных работников и клиентов
Особенно важно для корпорации – это ее имидж среди профессионалов. Сегодня кандидаты на должность ищут не просто место работы с «нормальной зарплатой», а возможности реализации, комфортную среду, определенные ценности (конечно, и зарплату тоже). Опыт HR-менеджеров показывает, что сейчас от кандидатов часто можно услышать вопросы о балансе между работой и домом, команде, корпоративных ценностях и прочее.

Огромное значение придается корпоративным ценностям и характеру работы в команде. Сотрудники заботятся о своем не только финансовом состоянии, но и физическом, ментальном, социальном и так далее. Логично, что их больше привлечет компания, которая действительно заботится о своих кадрах.

Культура Well-being

Well-being – относительно новое движение в российских компаниях. Говоря просто, это комплекс программ благополучия сотрудников. В первую очередь, была направлена на ментальную сферу (психика, эмоциональное состояние). Но так как в жизни все связано, стала включаться в себя и другие направления.

Дословно «well-being» можно перевести как «быть хорошо» или «существовать хорошо». Корпоративный well-being – это поддержка сотрудников компании в том, что они «существовали хорошо».

Направления корпоративных программ

Понятие «жить хорошо» очень широкое, поэтому принято выделять несколько компонентов программ well-being:
▶ Профессиональный аспект
Главное, что можно сделать на работе, - это реализоваться профессионально. Корпоративная программа поддержки сотрудников должна учитывать амбиции и интересы построения карьеры, продвижения, повышение уровня навыков, опыта, востребованности и прочего. В общем, карьерной самореализации во всех ее проявлениях.
▶ Психологический аспект
Психологическое состояние работников – это чрезвычайно важно. Сложно эффективно работать, если человек находится в сильнейшем стрессе, профессиональном выгорании или вообще депрессии. Руководителю очень важно следить за состоянием своих кадров и создавать такие условия, в которых психологическая и эмоциональная нагрузка будет сходить на «нет».
Социальный аспект
Человек априори социальное существо, поэтому любому работнику важно общение и коммуникация. В команде нужно создавать условия дружелюбия, взаимопомощи, поддержки, внимательности. Причем как в чисто профессиональных делах, так и за пределами работы. Крепкая, слаженная команда работает вполовину (а может и более) эффективно.
Физический аспект
Забота о физическом состоянии сотрудников – тоже важная часть well-being. Особенно, тут учитываются профессиональные риски заболеваний. Например, офисная работа – это проблемы со спиной и зрением, сильные перегрузки. Руководитель должен нивелировать эти проблемы какой-нибудь активностью, сеансами массажа и прочим.
▶ Общественный аспект
Большинство людей стремится к внесению пользы для общества. Реализация этого желания – важная часть благополучия работников. Им нужно давать возможность быть действительно полезными с общественной стороны, если работа напрямую с этим не связана. Волонтерство, благотворительность и прочее должно быть добровольным вариантом, без принуждения.
▶ Финансовый аспект
Естественно, одна из целей работы – получение заработка. С этим любая компания в той или иной мере справляется. Но вот финансовое благополучие работников складывается и из того, как они распоряжаются средствами.
Предлагаем рассмотреть несколько традиционных, проверенных
и необычных вариантов программ по каждому из направлений.

Профессиональная сфера

Здесь важно помочь сотрудникам реализовать свои карьерные амбиции.
Например:
  • 1
    Курсы по дополнительным навыкам, умениям и пр. по профессиональной или смежной сфере сотрудников. Могут быть полностью бесплатными на базе компании. Или вариант со скидками для работников у партнеров организации;
  • 2
    Развитие личного бренда работников. Личный бренд сотрудника — это его имидж, узнаваемость и востребованность в определенной нише рынка. Компания может способствовать и помогать ценным кадрам стать успешнее. Хотя тут можно столкнуться с риском текучести кадров после развития личного бренда. Важно параллельно повышать лояльность работников;
  • 3
    Киношные клубы (или книжные). Необычная программа, одновременно нацеленная на профессиональную реализацию и социальную сферу. Через просмотр соответствующих фильмов, роликов или чтения книг участники клуба могут профессионально и социально реализоваться. Важно, чтобы книга/фильм/ролик были профессиональной направленности.

Социальная сфера

  • 1
    Коммуникативные тренинги для улучшения взаимопонимания и атмосферы в команде или всей компании в целом.
  • 2
    Формирование клубов по интересам. Руководителю стоит провести опрос относительно увлечения своих сотрудников. Возможно, достаточно много людей увлекаются одним и тем же: йога, компьютерные игры, футбол и так далее. Стоит организовать клуб по общим интересам (а можно и несколько). Программа может быть направлена не только на социальный аспект, но и на ментальное, физическое (если интересы связаны с активностью) здоровье.
  • 3
    Оплата услуг по дому. Многие сотрудники не могут уделять карьере столько внимания, сколько хотели бы (и сколько полезно компании). Например, женщины (иногда и мужчины) вынуждены заботиться о доме и детях. Некоторые западные компании предлагают оплачивать бесплатные услуги клининга или няни во время командировки или загруженных дней на работе.

Финансовая сфера

  • 1
    Курсы финансовой грамотности для сотрудников. Чтобы финансовая сфера не страдала мало зарабатывать деньги, еще нужно уметь этими деньгами пользоваться. Финансовая грамотность позволяет эффективно откладывать, копить, распределять средства, чтобы хватало на все. Также, она снижает напряжение и стресс, связанные с финансовым вопросом. Эффективный вариант – марафон по формированию привычек финансовой грамотности, но и традиционный курс будет крайне полезным.
  • 2
    Организация взаимообмена вещами. Рассмотрим ситуацию: у сотрудницы подрос ребенок и теперь она хочет продать коляску, кроватку и прочее. У коллеги из другого отдела, с которым эта сотрудница близко не общается, как раз недавно родился малыш. Вместо продажи коляски и кроватки посторонним людям, девушка может предложить его коллеге. Так улучшается и финансовое состояние работников, и социальная сфера. А каждый работник получит то, что изначально хотел.

Физическая сфера

  • 1
    Организация спортивных секций, участия в мероприятиях. Стоит привлечь желающих сотрудников к каким-либо видам активностей. Особенно эффективными считаются соревновательные игры: футбол, баскетбол, волейбол, малый теннис и прочие. Для большего интереса необходимо создать разные команды (например, по отделам или из разных компаний в одной сфере).
  • 2
    Коллективные занятия йогой и прочими расслабляющими активностями. Тот же вариант со спортом, но более спокойным и релаксационный. То, что нужно, чтобы расслабиться после тяжелого дня в офисе.
  • 3
    Помощь в избавлении от вредных привычек. Например, приглашение специалистов по зависимостям с целью помочь курящим или выпивающим коллегам. С точки зрения компании, это выгодно, поскольку время, тратившееся на курение, могло бы использоваться для работы. Плюс некурящие люди проявляют большую концентрацию и внимательность, могут быть более продуктивными (конечно, после проживания синдрома отмены). Другой вариант заботы о здоровье — это способствование сбросу лишнего веса. Хотя тут следует быть крайне осторожными, поскольку лишний вес — это далеко не всегда из-за перебора с едой и малой подвижностью. Важно для помощи приглашать квалифицированных специалистов, и не делать из этого нечто обязательное.
  • 4
    Оплата подписок на приложения и ресурсы по здоровому образу жизни. Тенденция к изменению своих привычек и ведению более здорового образа жизни наблюдается буквально везде. Сотрудники на малоподвижных должностях нуждаются в том, чтобы дополнительно заниматься физическими нагрузками, следить за питанием и так далее. Компания может оплачивать работникам подписки на такие ресурсы. Например, в формате корпоративного пакета (один на всю корпорацию).

Ментальная сфера

  • 1
    Проведение психологических тренингов. Например, для развития стрессоустойчивости, профилактики профессионального выгорания и прочего.
  • 2
    Тренинги и прочие вариант развития знаний и навыков в эмоциональной и психологической сфере. Это полезно не только для понимания себя, но и для осознания причин поведения других людей: коллег, клиентов и так далее.
  • 3
    Организация бесплатных сеансов психологической поддержки в трудных ситуациях, связанных и не связанных с работой. Психологические сложности, которые напрямую не связаны с карьерой, тоже могут очень сильно на нее влиять.

Общественная сфера

  • 1
    Организация волонтерского движения в корпоративной культуре (или участие в других волонтерских движениях). Многие люди желают быть полезными и проявляться не только в карьере и в общественной сфере. Им важно делить что-то полезное для людей, экологии и планеты в целом. Например, следует организовывать волонтерские движения по очистке лесов, берегов рек или озер. Также, для поездок в детские дома, дома престарелых или приюты для животных с целью помощи и поддержки нуждающихся. Все это повышает общее удовольствие сотрудников от своей жизни. Они будут чувствовать себя более значимыми и реализованными.
  • 2
    Оценка и предложение финансирования на реализации общественных проектов сотрудников. Стоит узнать, есть ли среди работников компании коллеги с интересными, полезными и реализуемыми идеями благотворительных или волонтерских проектов. Если у организации есть возможность профинансировать или иначе обеспечить реализацию таких проектов, это стоит сделать. Хорошие идеи – это плюс не только для сотрудников, но и для компании в целом, так как они улучшают статус и имидж корпорации.

Корпоративные программы поддержки и благополучия персонала компании это важный шаг на пути к большей продуктивности, лучшему имиджу, привлечению и удержанию лучших профессионалов своего дела.